Все имена, города и прочие детали такого рода изменены по соображениям анонимности

Волшебные вещи существуют, или Шапочка для ума

В связи с тем, что одно из направлений моей работы – это проблемы, связанные с успеваемостью, мне довелось общаться на эту тему с сотнями учащихся, и довольно часто усматривалась связь успеваемости с причёской и одеждой школьников. Девочки с распущенными волосами (а также давно нестриженные мальчики) очень сильно отвлекаются на волосы, ерошат их, наматывают на палец, порой выдёргивают волосинки, лезущие в глаза. Эта тенденция заметна у всех школьников от первоклассников до семнадцатилетних выпускников! Серьёзной помехой для концентрации внимания является также синтетическая одежда. У мальчиков это обычно брюки с большой примесью синтетики (они стоят гораздо дешевле, чем штаны из натуральных тканей, и некоторые родители таким образом экономят). В результате сидеть спокойно на стуле такие мальчики не могут: у них всё чешется. У девочек, особенно в старших классах, появляются синтетические блузки, которые покупаются либо из-за их глянцевого блеска, либо опять же из соображений экономии. Такие блузки приводят к тому, что у детей чешутся спина и подмышки, и девочки начинают вести себя раздражённо и суетливо. Терпеливо слушать объяснения учителя в синтетической одежде невозможно.
           Обратив внимание на влияние синтетических тканей, родители, как правило, благополучно заменяют гардероб, а вот что касается причёсок, здесь проблема куда сложнее. Дело в том, что девочки, не приученные с детства делать хвосты или заплетать косички, не хотят этого делать в школе, ссылаясь на то, что после заплетения косички или завязывания хвоста кожа головы в этом месте болит от натяжения. То, что косичка или хвост, делаемые ежедневно, действительно вызывают болезненные ощущения, это правда. Что же тогда делать? Всё, что угодно, но только не позволять ребёнку (даже семнадцатилетнему) ходить в школу или заниматься с репетитором, распустив волосы, иначе усвоение материала будет заметно страдать!
           Делать уроки дома можно в специальной головной повязке, которая, как правило, продаётся в магазинах с парфюмерией и косметикой. Детям очень нравятся повязки со всевозможными ушками. Например, как у котёнка или зайчика. В школе можно чередовать разные причёски, чтобы голова не уставала в одних и тех же местах:
- один хвост (одну косу, в т.ч. колоском);
- две косы (два хвоста), при этом можно делать пробор зигзагом;
- закалывание или закрепление мягкой резинкой сзади только тех прядей, что свисают по бокам;
- валик с помощью бублика («бабетта»);
- собирание волос в валик и закалывание их шпильками (можно со стразами); если используются обычные шпильки, поверх надевается сеточка (такие причёски требуют носить на занятиях балетом или гимнастикой).
В интернете есть множество видео, обучающих, как сделать ту или иную причёску, и если вы заинтересуете девочку этой темой, то потраченное время окупится: вы заметите явное повышение успеваемости сразу, как только волосы ребёнка перестанут ему мешать.
В моей практике был случай, когда девочка не хотела собирать волосы вообще никак. Но мне помогло следующее обстоятельство. У Алёнушки была учительница музыки, которая носила в помещении сетчатую шапочку наподобие тех, что были в моде в период НЭП’а. Зачем ей это было нужно, я не знаю. Так вот как-то раз Алёнушка обнаружила у матери такую же шапочку и надела её на себя во время нашего занятия, пародируя учительницу, и я заметила, что Алёнушка стала необычайнно внимательной и совершенно не отвлекалась. «Это не простая шапочка, – серьёзно заявила я. – Это специальная шапочка для ума. Носи её, и будешь получать одни пятёрки».
К сожалению, в школе ношение «шапочек для ума» как-то не принято, поэтому качество восприятия информации на уроках не улучшилось. Тем не менее процесс выполнения домашних заданий стал для родителей менее травматичным: будучи в шапочке, девочка внимательно слушала их объяснения и с умным видом выполняла. Впоследствии Алёнушка творчески развила моё «учение о шапочке для ума», и целенаправленно принялась пародировать отличниц. Наденет в школу бутафорские очки без стёкол и сидит за партой как паинька, не то что раньше. В университет во всяком случае Алёнушка поступила и проблем у неё там не возникало.  
Этот случай заставил меня задуматься о роли головных уборов в культуре разных народов и социальных групп. Вспомним хотя бы «академические ермолки», которые были непременным атрибутом учёных до самых 1940-х гг. или разного рода головные уборы духовенства и знатных персон. С тех пор я эту самую «шапочку для ума» многим рекомендую: и мальчикам, и девочкам, и всякий раз следует чудесный результат. Так что дарю желающим оригинальную бизнес-идею (© Владината): продавать специальные «шапочки для ума», указывая в рекламе, кто автор этого полезного изобретения. Да будут у ваших детей одни пятерки!
Интересные случаи