Психология искусства: Статьи Владинаты Петровой

Тайный смысл сказки Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители», часть 2

Левицкий Д.Г. Александр I в 10 лет

См. начало.


Внешность Алёши описывается так: «Алешу позвали вверх, надели на него рубашку с круглым воротником и батистовыми манжетами с мелкими складками, белые шароварцы и широкий шелковый голубой кушак. Длинные русые волосы, висевшие у него почти до пояса, хорошенько расчесали…».

Если посмотреть на портрет десятилетнего Александра I, написанный в 1787 г. Д.Г. Левицким, мы увидим длинные русые волосы и рубашку с круглым воротником. Голубого кушака тут нет, но практически на всех детских и юношеских портретах Александра присутствует широкая голубая лента и зачастую также белые панталоны (см. иллюстрацию выше, где Александр держит треуголку!).


Александр I в детстве. И здесь голубая лента и круглый воротник


Интересная деталь оказалась в эпизоде, где Алёша с Чернушкой идут в подземное царство. «Потом, прошедши чрез сени, обратились они к комнатам, где жили столетние старушки-голландки. Алеша никогда у них не бывал, но слыхал, что комнаты у них убраны по-старинному, что у одной из них большой серый попугай, а у другой серая кошка… Они вошли во вторую комнату – и тут-то Алеша обрадовался! В прекрасной золотой клетке сидел большой серый попугай с красным хвостом». Чернушка предупредила Алешу, что идти нужно осторожно и ничего не трогать, чтобы не разбудить старушек, спящих в разных углах, что выглядит логично: на территориях Старой и Новой Голландии находятся правительственные учреждения, охраняемые войсками.

«В другом углу стояла такая же точно кровать, где спала другая старушка, а подле нее сидела серая кошка и умывалась передними лапами. Проходя мимо нее, Алеша не мог утерпеть, чтоб не попросить у ней лапки... Вдруг она громко замяукала, попугай нахохлился и начал громко кричать: "Дурррак! Дурррак!" В то самое время видно было сквозь кисейные занавески, что старушки приподнялись в постеле».

Честно сказать, образы серой кошки и серого попугая поставили меня в тупик, как минимум, на полчаса. «Может быть, памятники какие-нибудь? – недоумевала я. – Вообще при слове «кот» первый, кто приходит на ум, это Пётр I, недаром старообрядцы на своих карикатурах изображали царя в виде кота, благо он на него был безумно похож. Один только лубок «Как мыши кота хоронили» чего стоит! А где находится памятник Петру I? На той же Сенатской площади!



Дмитрий Золотухин в роли Петра I


Допустим, Петра нашли. Но кто тогда попугай? Уж не правая ли рука Петра, светлейший князь Александр Данилович Меншиков? Привожу здесь его портрет в сером камзоле, так что о сходстве оного c попугаем судите сами.


А.Д. Меншиков


Обратите внимание, что попугай сидит в золотой клетке. А что находится в той же Первой линии Васильевского острова, да ещё прямо напротив статуи кота (простите, Петра)? Дворец Меншикова, который своими белыми линиями поверх жёлтой краски создаёт явное сходство с золотой клеткой!


Дворец Меншикова (в Первом ряду Васильевского острова) стоит на берегу Невы напротив конного памятника Петру I


В описании второй попытки Алёши пройти вместе с Чернушкой имеется следующее интересное место. «Когда они проходили чрез первую комнату, то ему показалось, что люди и звери, нарисованные на лежанке, делают разные смешные гримасы и манят его к себе, но он нарочно от них отвернулся… На уборном столе перед зеркалом Алеша увидел две фарфоровые китайские куклы, которых вчера он не заметил. Они кивали ему головою, но он помнил приказание Чернушки и прошел не останавливаясь, однако не мог утерпеть, чтоб мимоходом им не поклониться. Куколки тотчас соскочили со стола и побежали за ним, всё кивая головою. Чуть-чуть он не остановился - так они показались ему забавными; но Чернушка оглянулась на него с сердитым видом, и он опомнился. Куколки проводили их до дверей и, видя, что Алеша на них не смотрит, возвратились на свои места».

Не знаю, намекают ли эти фарфоровые куклы на какие-то места в Петербурге или на каких-то конкретных личностей при дворе Александра. Возможно, и нет. Но вот то, что в этот фрагмент представляет собой пародию на придворных льстецов и государя, слишком озабоченного тем, чтобы всем угодить и понравиться (каким и был Александр I), несомненно.


Важно отметить, что как только Алёша выполнил требование Чернушки ни к чему не прикасаться и ни с кем не разговаривать в покоях старушек-голландок, рыцари, атаковавшие ранее Чернушку, перестали нападать на неё. «Казалось, однако, что они не так сердиты были, как накануне; они едва тащили ноги, как осенние мухи, и видно было, что они чрез силу держали свои копья... Чернушка сделалась большая и нахохлилась; но только что ударила их крыльями, как они рассыпались на части, — и Алеша увидел, что то были пустые латы!» Иначе говоря, поведением рыцарей управляет именно Алёша, что вполне логично: если государь последовательно проводит свои реформы, не пытаясь угодить своему окружению, то его сановник, осуществляющий преобразования, будет в безопасности.

Далее следует описание жителей тайного королевства. «Вид их был важен: иные по одеянию казались военными, другие — гражданскими чиновниками. На всех были круглые с перьями шляпы, наподобие испанских. Они не замечали Алеши, прохаживались чинно по комнатам и громко между собою говорили, но он не мог понять, что они говорили…» Декабристы в подавляющем большинстве были военными. Что касается круглых шляп, эта деталь здесь не случайна. Ещё Павел I издал указ о запрете круглых шляп, поскольку круглые шляпы носили в революционной Франции.

Король сообщил Алёше, что тот спас его министра. «Вот тот, который обязан тебе жизнию. Алеша взглянул на того, на которого указывал король, и тут только заметил, что между придворными стоял маленький человек, одетый весь в черное. На голове у него была особенного рода шапка малинового цвета, наверху с зубчиками, надетая немного набок; а на шее был платок, очень накрахмаленный, отчего казался он немного синеватым». Так вот на всех портретах Сперанский изображён с белым шейным платком!


На всех портретах Сперанский изображается с белым шейным платком


Алёшу спрашивают, какую бы награду он хотел получить за спасение министра. «Я бы желал, — сказал он, — чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой бы мне ни задали», - ответил Алёша, вызвав тем самым удивление и разочарование подземного короля.

Думаете, на каком уроке Алёша-Александр испытал подаренное ему конопляное зёрнышко? Конечно, на истории, которую преподавал сам содержатель пансиона. «Исторический урок особенно его беспокоил: ему задано было выучить наизусть несколько страниц из Шрековой "Всемирной истории", и он не знал еще ни одного слова!» Оказывается, речь здесь идёт о популярном пособии Иоганна Матиаса Шрекка (сейчас фамилию этого автора принято писать с двумя буквами «к»). В интернете мне удалось найти лишь следующую цитату из него, что примечательно, касающуюся Петра I, который, по мнению Шрекка, «был неоспоримо одним из знаменитейших государей, когда либо обладавших престолом, и по справедливости должен быть почитаем за величайшего, если принять в рассуждение, что он не только другим, и не окружавшим его, сколько единственно почти сам себе и при бесчисленных трудностях обязан своему образованию и сам себя соделал преобразователя своего народа» (Шрек И.М. Учебная книга всеобщей истории. Ч. 5).

Со временем Алёша-Александр приобрёл в Петербурге славу умнейшего мальчика и возомнил о себе, забыв о том, что все его способности пришли через чёрную курицу-министра. Вспомнил он о ней лишь тогда, когда потерял зёрнышко. «Милая Чернушка! — говорил он. — Любезный министр! Пожалуйста, явись мне и дай другое зернышко! Я, право, вперед буду осторожнее...» Министр вернул ему зёрнышко. «Помни, однако, что ты дал честное слово сохранять в тайне всё, что тебе о нас известно... Алеша! К теперешним худым свойствам твоим не прибавь еще худшего — неблагодарности!»

На следующий день Алёша бойко ответил урок, и учитель спросил, когда он выучил его, если ещё накануне вечером ничего не знал. Его товарищи видели, что книгу в руки он не брал, и потому учитель решил, что Алёша, который в последнее время вёл себя надменно, на самом деле всё выучил, но не отвечал из упрямства. Учитель велел принести розги. При этом подчёркивается, что «в первый еще раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же — Алешу, который так много о себе думал, который считал себя лучше и умнее всех!» Иначе говоря, на Алёшу-Александра обрушилось наказание, которого прежде не знало государство-«пансион».

Испугавшись предстоящей порки, Алёша «забыл обещание, данное подземельному королю и его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях...» Тем не менее, это ему не помогло, «и бедного Алёшу высекли».
«Вдруг кто-то дернул за одеяло... Алеша невольно проглянул, и перед ним стояла Чернушка — не в виде курицы, а в черном платье, в малиновой шапочке с зубчиками и в белом накрахмаленном шейном платке…» (опять это подчёркивается!). Министр, руки которого были скованы цепью, пришёл попрощаться. «За час перед рассветом послышалось ему, что под полом что-то шумит. Он встал с постели, приложил к полу ухо и долго слышал стук маленьких колес и шум, как будто множество маленьких людей проходило. Между шумом этим слышен был также плач женщин и детей…» (Видение о будущей ссылке декабристов в Сибирь?).

Что за «порка», невиданная доселе в «пансионе», настигла Александра I? Несомненно, речь идёт о вторжении Наполеона, которое последовало после ссылки Сперанского. Как известно, сам император считал нашествие Наполеона наказанием, которое было адресовано лично ему, но вовсе не за отказ от реформ Сперанского, а за участие в заговоре против своего отца.

Между тем, та отчаянная ситуация, которая возникла в 1812 г., как раз была, в частности, следствием того, что царь так и не решился отменить крепостное право. Дело в том, что Наполеон в 1812 г. располагал армией в 600 тыс. человек, а у нас, если посмотреть школьный атлас по истории под ред. Е.М. Регентовой, было три группы войск: 127 тыс. у Барклая-де-Толли, 45-48 тыс. у Багратиона, и ещё 43-46 тыс. у Тормасова, но войска последнего находились на юге.

Наполеон не использовал в походе на Россию всю армию. Как пишет в своей работе «Наполеон» Е.В. Тарле, около 200 тысяч французского резерва осталось на границе на всякий случай (ведь за спиной у Наполеона была готовая взбунтоваться Испания). Тем не менее, в целом русская армия уступала французской по численности раза в три, и дело тут не в том, что Наполеон заставил служить в своих войсках солдат из подчинённых им стран, а в том, что во Франции не было крепостного права, что позволяло ввести всеобщую воинскую повинность. В России же помещики крайне неохотно давали государству рекрутов, и как раз проблема с количеством солдат, а также свободных рабочих, которые могли бы построить железные дороги, позволяющие держать под контролем удалённые окраины страны, послужила причиной для отмены крепостного права в 1861 году.

Как пишет тот же Е.В. Тарле, покончить с крепостным правом решились после того, как в 1856 г. проиграли Крымскую войну. Таким образом, сворачивание Александром I реформ, направленных на отмену крепостного права, вполне можно расценивать как причину того, что вторжение Наполеона состоялось. Именно так мог рассуждать А. Погорельский, намекнувший на связь между отставкой Сперанского и небывалой ранее в «пансионе» «поркой» главного героя.

На следующий день после того, как Чернушка в цепях пришла проститься и исчезла навсегда, у Алёши началась горячка. «Недель через шесть Алеша, с помощию Божиею, выздоровел, и всё происходившее с ним перед болезнию казалось ему тяжелым сном. Ни учитель, ни товарищи не напоминали ему ни слова ни о черной курице, ни о наказании, которому он подвергся. Алеша же сам стыдился об этом говорить…» Итак, герой болел шесть недель. Согласитесь, для горячки это много. Почему именно шесть? Потому, что война с Наполеоном продолжалась на территории нашей страны шесть месяцев (с 12 июня до 25 декабря 1812 года). Война была выиграна и, казалось бы, появилась возможность вернуться к реформам. Тем не менее, Александр I нашёл другой способ пополнить армию, не освобождая крестьян: заставить государственных (т.е. лично свободных) крестьян одновременно заниматься земледелием и быть солдатами, из чего следовало, в частности, что не только отцы семейств, но и их жёны и дети получат статус военнослужащих и в случае нарушения дисциплины будут подвергаться телесным наказаниям. Это и есть пресловутая аракчеевщина, поскольку «гениальный план» было поручено воплотить графу Алексею Аракчееву. Вот уж поистине дёшево и сердито.

Разумеется, я поделилась своими выводами с отцом школьника, который и привлёк моё внимание к произведению. Выслушав мои рассуждения, мужчина присвистнул: «Ну конечно, вы так быстро видите подтексты произведений, потому что хорошо знаете историю! Если всего этого не знать, то и вчитываться бесполезно».

Я ответила на это, что он не прав. Даже если бы я не знала практически ничего, скрытый смысл удалось бы разгадать всё равно, только, быть может, потратив на это не пару часов, а несколько дней (за счёт поиска недостающей информации в интернете). Ведь «точек входа» в расшифровку было очень много, и с какого бы фрагмента я ни начала бы читать, результат был бы тот же! Главное здесь сам метод, как надо мыслить, чтобы вообще замечать то, чего не замечают другие.

Мой собеседник выслушал мои объяснения относительно того, как следует размышлять, поискал в интернете информацию о Сперанском и… сделал следующее интересное добавление. «Погорельский – это псевдоним по названию имения Погорельцы, в котором жил писатель. Размышляя о том, как бы назвать в своей сказке Сперанского, я поинтересовался, откуда тот родом. Сперанский же был из села Черкутино (созвучно с «Чёрная курица»), и Погорельский дал своему персонажу имя, исходя из той же логики, что и себе: по месту происхождения. А поскольку реформатор имел обыкновение одеваться в чёрное и повязывать на шею белоснежный платок, он, возможно, действительно напоминал современникам курицу (может быть, так за глаза его и звали!), и это ещё больше убедило писателя в том, что намёк читателям будет понятен». Полагаю, что догадка эта вполне может соответствовать истине.

Думается, читатели времён Николая I действительно понимали, о чём идёт речь, чем и объясняется то, что А. Погорельский прославился прежде всего как автор именно этого произведения. А впоследствии подтекст забылся, и сказка осталась жить уже просто как сочинение, получившее огромную популярность и оказавшее влияние на следующие поколения писателей.

Автор статьи: Владината Петрова.



Приложение. Обнаруженные соответствия (курсивом выделена привлекающая внимание особенность, далее идёт её толкование)

До странности слащавый стиль, которого нет в других произведениях Погорельского.
Автор иронизирует над стремлением Александра I всем понравиться и угодить.

Столетние старушки-голландки, знавшие Петра I. Неподвижно спят в разных углах, но лучше их не будить.
Это Старая и Новая Голландия – места, где сушили корабельные доски. Расположены по разным сторонам от Сенатской площади. Старая Голландия находилась рядом с Адмиралтейством (военным ведомством). На территории Новой Голландии, в связи с недавним восстанием декабристов, за год до выхода сказки начали строить военную тюрьму. В связи с этим понятно, почему «голландских старушек» было желательно не будить.

Алёша живёт за забором из барочных (т.е. корабельных) досок, но хочет знать, что происходит снаружи, и смотрит на окружающий мир через дырки в этих досках.
В первой половине правления Александра I были сняты цензурные запреты, принятые при его отце Павле, стало возможно читать иностранную литературу.

Произведение опубликовано в 1829 году.
В памяти читателей ещё были свежи события восстания декабристов (14 декабря 1825 года).

Утеря Алёшей конопляного зёрнышка, а вместе с ним и сверхспособностей.
В 1805 г. Наполеон разбил русско-австрийские войска под Аустерлицем и в 1807 г. заставил Александра I подписать договор о континентальной блокаде Англии (Россия потеряла право продавать английскому флоту пеньку из конопли и начала терпеть серьёзные убытки).

Действие происходит около 40 лет назад.
Если учесть, что сказка издана в 1829 году, то действие происходит в 1789 (намёк на год Великой Французской революции). Александру I в этом году исполнилось 12 лет (Алёше 9-10).

Алёша много лет живёт в разлуке с родителями.
Александр I рос без родителей, т.к. бабушка, Екатерина II, не позволяла ему видеться с ними.

У Алёши была добрая бабушка, которая подарила ему золотой империал. Алёша отдал его кухарке-чухонке с большой неохотой.
Бабушка Александра I хотела видеть на престоле не сына (Павла I), а внука, которого целенаправленно готовила к управлению империей, но после смерти Екатерины II престол всё же занял Павел I, что вызвало недовольство дворянства.

Алёша живёт в Первой линии Василевского острова.
Это один из самых престижных районов Петербурга. Первая линия Васильевского острова почти точно направлена на Сенатскую площадь, где было восстание декабристов

Подчёркивается кроткий характер Алёши.
Александра I называли не иначе как «наш ангел», поскольку он был человеком приветливым и приятным в общении (полной противоположностью Павлу I).

При виде рыцарей Алёша падает в обморок.
Александр I участвовал в заговоре против своего отца, но, когда увидел его бездыханное тело, упал в обморок. Отец же (Павел I) был гроссмейстером Мальтийского рыцарского ордена.

Алёша предаёт министра – человека, одетого в чёрное, носившего белоснежный шейный платок и напоминавшего чёрную курицу.
Александр I под влиянием придворных предал реформатора М.М. Сперанского, деятельность которого вначале поддерживал. Сперанский до того занимал пост главы Государственного совета и являлся вторым после императора человеком в государстве. На всех портретах Сперанский изображён одетым в чёрный сюртук, с белым шейным платком и лысым (видимо, поэтому министр в сказке курица, а не петух).

Алёша видит собрание подземных жителей, одетых в костюмы военных и гражданских чиновников. Те обсуждают какие-то вопросы, не обращая внимания на него.
Описывается деятельность тайных декабристских организаций, возникших в период правления Александра I, большинство участников которых составляли военные.

На пути Алёши к подземным жителям ему нужно пройти через покои «старушек-голландок», где он видит серую кошку и серого попугая, сидящего в золотой клетке.
Герой идёт к декабристам на Сенатскую площадь. По бокам от Сенатской площади находятся Старая и Новая Голландия. На самой Сенатской площади стоит серый памятник Петру I (старообрядцы изображали этого царя в виде кота, на которого он был похож). Прямо напротив памятника Петру I в Первой линии Васильевского острова (!) находится Меншиковский дворец, напоминающий своей окраской и формой золотую клетку. Меншиков на известном портрете изображён в сером камзоле с яркими украшениями и в высоком парике, напоминающем хохолок попугая.  Иначе говоря, автор сказки называет четыре объекта, находящиеся по четырём сторонам от Сенатской площади: Старую и Новую Голландию, Меншиковский дворец и памятник Петру I.

Кухарка-чухонка (финка).
Относительно Павла I ходила популярная легенда, что на самом деле он не сын Петра III и Екатерины II, а чухонский мальчик, подменённый по инициативе Елизаветы Петровны, т.к. настоящий наследник умер вскоре после рождения.

Сварливость кухарки, её ругань.
Ругань кухарки – откровенная пародия на Павла I, известного своей вспыльчивостью и склонностью бранить окружающих за всевозможные мелочи.

Внешность десятилетнего Алёши описывается так: русые длинные волосы, рубашка с круглым воротником, белые шаровары, широкий голубой кушак.
Практически на всех портретах Александра I (даже на взрослых) присутствует широкая голубая лента через плечо. На многих портретах император одет в белые панталоны. На детских портретах, помимо широкой голубой ленты, присутствуют рубашки с круглыми воротниками. На известном портрете десятилетнего Александра I кисти Левицкого у наследника очень длинные русые волосы.

Степень агрессивности рыцарей, нападающих на министра-Чернушку, зависит от того, насколько Алёша обращает внимание на существ, обитающих в покоях старушек-голландок. Если он не замечает их, те не пытаются атаковать Чернушку.
Склонность Александра I угождать своему окружению привела к тому, что придворные объявили войну Сперанскому и добились его ареста.

Совещающиеся подземные жители носят круглые шляпы.
Круглые шляпы были запрещены в России Павлом I, поскольку такие шляпы носили в революционной Франции.

В пансионе Алёше приходится заучивать страницы из Шрековой «Всемирной истории», которых он совсем не знает.
В образе Алёши показан Александр I, который постигает законы истории на собственной шкуре. В 5 части своего пособия И.-М. Шрекк пишет о России и восхваляет реформаторскую смелость Петра I.

Алёша был первым, кого выпороли с момента основания пансиона.
Александр I был первым царём, в период правления которого развернулась Отечественная война и была захвачена Москва, бывшая до XVIII в. столицей.

Из-за Алёши министр-курица оказался закован в цепи.
Из-за непоследовательности Александра I, пошедшего на поводу у своего окружения, Сперанского арестовали и отправили в ссылку.

Алёше послышался под землёй стук колёс, плач женщин и детей.
Из-за того, что реформы Сперанского были свёрнуты, после победы над Наполеоном в стране возникли декабристские организации, планировавшие осуществить те же реформы, захватив власть и поставив Сперанского во главе правительства. Восстание потерпело поражение, и декабристы были отправлены на каторгу в Сибирь.

Алёша болел шесть недель, а после того, как с Божией помощью выздоровел, не говорил более о Чернушке, и никто ему о ней не напоминал.
Шесть месяцев длилась война с Наполеоном, но с Божией помощью всё обошлось благополучно. После войны Александр I не вернулся к реформам и о деятельности Сперанского старался не вспоминать.

Сперанский был родом из села Черкутино.
Название Черкутино созвучно словосочетанию «Чёрная курица».