Вот один из рассказов от первого лица, объясняющих, какие именно обстоятельства препятствуют приходу в науку молодых людей, имеющих намерение ею заниматься. «Перед поступлением в университет, где конкурс стабильно составлял от 5 до 8 человек на бюджетное место, я решила подстраховаться и поступила вначале на заочное отделение пединститута. Там меня ожидал досадный сюрприз: сразу после зачисления поступивших обязали посещать так называемую установочную сессию, которая заключалась в том, что с утра до вечера в течение месяца читались лекции и проводились семинары. За исключением нескольких преподавателей с крайне низким уровнем как преподавания, так и культуры поведения, все остальные оказались отличными людьми, которые быстро, избегая абстрактных расплывчатых формулировок, что так любят профессора в университетах, рассказали нам о состоянии дел в своей науке и перечислили ряд интересных проблем. Правда, всё это великолепие было адресовано людям, напрочь лишенным не только желания что-либо самостоятельно исследовать, но и преподавать. В основном это были граждане, которым нужен был хоть какой-то диплом. Некоторые из них периодически находились в подпитии (и не только). Исключение составляли сельские учителя, окончившие до того педколледжи. Они воспринимали информацию с интересом и задавали дельные вопросы, но в основном это были люди, обремененные семьёй и непростым хозяйством, чьё место жительства было удалено от научных учреждений.
Тем временем я поступила в университет. Большинство студентов, какой факультет ни возьми, были людьми интеллектуальными: приёмная комиссия придирчиво выбирала лучших из лучших. Степень заинтересованности первокурсников была очень велика, и учёным можно было представить каждого второго. Однако уже через год студентов с горящими глазами как подменили. Дело не только в том, что в лекциях напрочь отсутствовало хоть что-либо, намекающее на существующие неясности, но и в том, что темы курсовых работ назначались принудительно. Темы раздавал тот преподаватель, который вёл в этом году семинары. Подоплёка была в том, что за научное руководство преподавателю полагалась надбавка к зарплате, и разворотливый «семинарист» заставил всех студентов писать курсовые у него.
Лишь у одного человека на первом курсе хватило духу сходить в деканат и заявить, что он хочет заниматься другой темой (соответственно, у другого преподавателя). Показательно то, что тот преподаватель, которого выбрал себе студент, узнав о его намерении, испугался, поскольку не хотел входить в конфликт с «семинаристом», и заявил, что согласен на руководство только в том случае, если студент самостоятельно сходит в деканат и уладит дело. Большинство студентов только на четвёртом курсе поняли, что в качестве курсовой можно было взять любую тему у любого руководителя.
Штатные преподаватели (особенно заместители деканов) зачастую злоупотребляют своей властью, заявляя, якобы право свободного выбора темы студент получает только при написании дипломной на последнем курсе. Что касается преподавателей-совместителей, они даже не осмеливаются предложить студентам свои темы, опасаясь «отнимать хлеб» у тех, кто имеет в университете более сильные позиции».