Поскольку этот человек обычно не добивается значительных научных успехов (во многом вследствие своей конфликтности и неумения услышать чужое мнение), его ребёнок с детства мечтает воздоминировать над отцом в сфере науки. Как правило, второй представитель династии научных работников считает мерилом успеха получение учёной степени — более высокой, чем у его отца. Поскольку перед учёным второго поколения уже не нависает угроза вернуться в деревню, он, вместо того чтобы заработать пятёрки по всем предметам и за счет этого получить направление в аспирантуру, а также распределиться на работу в город (если речь идет о советских временах), тратит время на поиск той научной задачи, решение которой обеспечит ему успех. Этот человек, как правило, успешно защищается. В отличие от своего родителя, он рос и учился в городе, поэтому столь заметной спеси в отношении пролетариата и крестьянства у него не наблюдается, хотя при случае и у него в подражание отцу прорывается надменное: «Ты чё, из деревни?» Порой наблюдается нарочитое демонстрирование эрудиции и внешних атрибутов «интеллигентности»: например, на книжных полках выставляется «иконостас» из серьёзной литературы (причём страницы в книгах порой не разрезаны).
Перед ребёнком представителя второго поколения стоит непростая задача. Как воздоминировать над тем, кто уже достиг учёных степеней? Тем не менее, рано или поздно он начинает понимать, что успех его родителя носит скорее формальный характер. Да, тот сумел, например, защитить докторскую, но поскольку главной мотивацией было не получение научного результата, а именно учёная степень так каковая, в качестве темы тот выбрал не глобальную проблему, способную сделать переворот в науке, а какую-то частность, решение которой можно гарантировать. В общем, сын догадывается, что его отец всю жизнь занимался, образно говоря, «биомеханикой левой задней ноги комара».
В итоге, ученый третьего поколения решает не отвлекаться на построение карьеры и начинает заниматься собственно наукой (чаще не в той же сфере, что его отец, чтобы избежать нелестных сравнений со стороны окружающих). По сравнению со своим отцом и тем паче дедом, этот человек, выражаясь словами известной молитвы, «тих и кроток, как царь Давид». Он не стремится к внешним атрибутам успешности, не тычет никому в нос своими знаниями, а потому без предубеждения воспринимает всё новое. А самое главное: он духовно находится с народом, а не над ним. Основной проблемой для него, как несложно догадаться, является общение с людьми, похожими на его отца и деда, поскольку они за версту чуют в нём сильного конкурента.