Мысль о том, что богатство достигается постепенно и сообща, не соответствует русскому духу. Вспомним, что накануне Февральской революции 1917 года в стране было две основные группы буржуазии: петербургская и московская. Петербургская — это госчиновники, основавшие заводы за счет казны (так называемый госкапитализм), а московская — это поголовно одни купцы-старообрядцы, создававшие мануфактуры и заводы с несложной техникой вскладчину на деньги своих общин. Иначе говоря, это были единственные представители национальной буржуазии, способные на организованные действия. Однако их было мало, и в результате реформы Витте, заявившего в 1897 году, что царскому правительству некогда ждать, когда созреют национальные предпринимательские кадры, они были оттеснены иностранным капиталом. В ходе той же Февральской революции русские предприниматели не смогли защитить своих интересов. Примерно то же самое происходит и в наши дни.
Интересно заметить, что практически все церкви предусматривают для прихожан возможность пообщаться до и после службы и, соответственно, объединиться для решения какой-то задачи. В католических храмах, во всех протестантских церквях, а также в синагогах установлены сиденья, зачастую со столиками, куда можно положить книгу или что-либо записать. В мечетях люди сидят на ковриках. Самое интересное, что сиденья имеются даже в православных храмах Греции. И только русские православные слушают службу стоя, а сразу по окончании удаляются по своим делам, поскольку лавочек в церковном дворе тоже не предусмотрено, а после долгого стояния собираться группами и договариваться о чем-либо за воротами храма желания не возникает. Такое явное отличие наводит на размышления.
У нас очень любят рассуждать о масонах, всемирном заговоре, мировом правительстве и т. п. А может быть, хватит ныть?
Не пора ли посмотреть на себя со стороны и начать объединяться хотя бы ради простейшей бизнес-деятельности или для какой-то общественно полезной цели? Но для этого нужно понять, что один в поле не воин — ни в бизнесе, ни в общественной жизни.Вспомним типичную зарубежную сказку, в которой несколько друзей побеждают тёмные силы. Один быстро бегает, второй очень сильный, третий метко стреляет из лука, четвертый отгадывает любую загадку, пятый умеет разговаривать с животными и т. д. Вот злой дракон и побежден. А у нас всё герой-одиночка Илья Муромец против целой рати дубинкой машется!
Причины другой национальной особенности наших соотечественников изложены в статье
«Почему русские склонны к планомерному труду и накопительству?».
Впервые опубликовано в журнале «Школа жизни» 22.12.2014.