Консультации онлайн и лично: г. Москва, Волков пер., 4. Строго по записи!
(Watsapp, только писать, не звонить!)

Почему дочь Листа влюбилась в Вагнера?


«
В 1858 году Рихарда Вагнера (1813−1883) посетили известный пианист и дирижер Ганс фон Бюлов и его жена Козима, на которой Ганс женился всего год назад. Перед уходом Козима поразила Вагнера эмоциональной сценой, о которой композитор вспоминал: «Она упала на колени и покрыла мои руки слезами и поцелуями… Я размышлял над тайной, которую не мог постичь».

Оперный театр им. Вагнера в Байрейте

manfredxy / Shutterstock.com

В 1863 году Вагнер посетил Берлин, где жили фон Бюловы, и пока фон Бюлов репетировал концерт, Рихард и Козима отправились в экипаже на долгую прогулку, в ходе которой между ними произошло бурное объяснение.
Сам Рихард Вагнер на тот момент был женат на актрисе Минне Планер и имел несколько романов на стороне. Что касается госпожи фон Бюлов, она к тому времени успела стать матерью двух дочек — трехлетней Даниэлы и годовалой Бландины. То, что произошло далее, безусловно, не делает чести ни Козиме, ни Рихарду.


В 1864 году на баварский престол вступил восемнадцатилетний Людвиг II, являвшийся большим поклонником творчества Вагнера. Король оплатил все долги композитора, назначил ему щедрое содержание, а также пожаловал особняк в Мюнхене и дом на берегу Штарнбергского озера. Воспользовавшись своим новым положением, Вагнер пригласил фон Бюлова стать пианистом при дворе Людвига. Тот, разумеется, воспользовался этим выгодным предложением и приобрёл дом недалеко от Вагнера. В 1865 году, через девять месяцев после переезда, Козима родила дочь Изольду, которую назвала так в честь героини оперы Вагнера «Тристан и Изольда». Бюлов настолько боготворил Вагнера, что зарегистрировал ребёнка как свою дочь.


Чтобы оградить Козиму от пересудов, Вагнер обманом убедил Людвига II пригрозить наказанием сплетникам, которые, дескать, сочиняют небылицы о его отношениях с женой фон Бюлова, в то время как Козима была беременна уже вторым ребёнком от Рихарда — дочерью Евой. Между тем в 1866 году Вагнер овдовел и, выждав, согласно требованиям приличий, паузу, в 1866 решил оформить отношения со своей возлюбленной.


В 1868 году Козима попросила у мужа развода. Ганс упорно отказывался его дать, а отсутствие жены в доме объяснял всем её поездками к родственникам. Наконец в 1869 году, когда Козима родила Зигфрида — третьего и последнего своего ребёнка от Рихарда, которого она, так же как и Изольду, назвала именем героя оперы Вагнера, фон Бюлов сдался. В своем письме он деликатно ответил жене, что та «посвятила сокровища своего сердца и разума высшему существу», после чего он никогда больше не разговаривал с Вагнером, с Козимой же — лишь через одиннадцать лет, поскольку их связывали общие дети.


С тех пор Козима, которая отнюдь не являлась красавицей, стала единственной подругой Вагнера до последних его дней. Король, который, благодаря обману Вагнера, оказался поставлен в дурацкое положение, был вне себя, однако впоследствии простил обиду и в 1874 году финансировал строительство театра в г. Байрейте, в котором должны были исполняться только оперы Вагнера. Там же супруги основали Байрейтский фестиваль, предназначенный для постановок вагнеровских опер. После смерти Вагнера в 1883 году Козима возглавила фестиваль и сумела превратить его в весьма доходное предприятие, которое обеспечило семье финансовое процветание.
Чем объяснить внезапно вспыхнувшую любовь между замужней матерью двоих детей и женатым композитором? С точки зрения теории доминирования, человек влюбляется в того, кто имеет качества, недостающие ему для того, чтобы возвыситься над Доминировавшим родственником. С этих позиций взаимный интерес Рихарда и Козимы был предопределен задолго до того, как они познакомились.
Козима была второй дочерью композитора и пианиста Ференца Листа — человека, имя которого для пианистов столь же значимо, как имя Никколо Паганини для скрипачей. Матерью Козимы была французская писательница Мари д’Агу. Ференц и Мари не состояли в браке. Ради Листа, который был младше её на шесть лет, Мари рассталась со своим мужем графом Шарлем д’Агу. Всего у пары было трое детей: Бландина, Козима и Даниэль. Лист много гастролировал, и Мария ездила вместе с ним, оставляя детей кормилице (мать графини отказалась признать её внебрачных детей).


К сожалению, отношения между Листом и д’Агу испортились, и Лист сделал так, чтобы Мари не могла видеться с детьми. Поскольку все жили в одном городе, обеспечить это можно было, лишь посадив детей под замок. При этом отношение Листа к ним было прохладным, хотя он дал им приличное образование, устроив в престижную закрытую школу. Когда Козиме было десять лет, у неё появилась мачеха — жена русского генерала, писательница Каролина Витгенштейн. Генерал так и не дал жене развода, однако та стала спутницей Листа до конца его жизни. Когда Лист узнал, что дети, вопреки его запрету, видятся с матерью, он велел мачехе забрать их из школы и поместить под надзор бывшей воспитательницы Каролины, которой к тому времени было семьдесят два года. Сам же Лист из-за гастролей не виделся с детьми… 8 лет.


Из всего вышесказанного однозначно следует, что Доминирующим лицом в семье Козимы был отец. Современники характеризуют Листа как человека с необычайно добрым сердцем, поскольку он всегда был готов придти на помощь тем, кто нуждался материально. В отличие от того же Вагнера, Лист не был человеком спесивым и охотно признавал талант других музыкантов. В частности, он высоко ценил русских композиторов «Могучей кучки». Тем не менее в семейной жизни Лист вёл себя как деспот.
Как видим, перед Козимой встала нелегкая задача «найти себя» таким образом, чтобы возвыситься над человеком, который являлся «пианистом всех времен и народов».
Безусловно, Козима Лист мечтала о славе, однако серьезные занятия музыкой начались для неё лишь в 16 лет, когда отец поручил обучение дочерей наиболее выдающемуся из своих учеников — Гансу фон Бюлову. Молодой человек был поражен быстрым прогрессом своей ученицы и влюбился в неё. Через 4 года они сочетались браком и поселились в Берлине — по мнению Козимы, городе провинциальном, в котором было трудно проявить себя.

Замок Нойшванштайн, на строительство которого короля Людвига II вдохновило творчество Вагнера

Jason Saunders / Shutterstock.com

Безусловно, Козима Лист мечтала о славе, однако серьезные занятия музыкой начались для неё лишь в 16 лет, когда отец поручил обучение дочерей наиболее выдающемуся из своих учеников — Гансу фон Бюлову. Молодой человек был поражен быстрым прогрессом своей ученицы и влюбился в неё. Через 4 года они сочетались браком и поселились в Берлине — по мнению Козимы, городе провинциальном, в котором было трудно проявить себя.


Согласно воспоминаниям Мари Витгенштейн (сводной сестры), стараниям Козимы принять участие в местной общественной жизни мешали «завышенная самооценка и врождённая язвительность». Судя по всему, Ганс фон Бюлов не уделил должного внимания творческой самореализации своей жены, в отличие, например, от Роберта Шумана, жена которого, даже будучи матерью пятерых детей, не прекратила выступлений. (Удивительно, но в России композитора представляли лишь как «мужа пианистки Клары Шуман»).
Не сумев реализовать себя в той же сфере, в которой преуспел Доминирующий, ребёнок ищет другой путь, но им не должно быть дело, которым занимался Подчинённый!
Поняв, что реализовать себя в той же сфере, в которой преуспел её отец, не получится, Козима стала искать другие пути. Если в качестве пианиста Ференц Лист являлся общепризнанной иконой музыкантов, то его композиторское наследие многие воспринимали скептически. В наши дни изучаются, по большей части, фортепианные произведения Листа, в то время как его симфонические произведения не вызывают особого интереса. Что касается опер, их не было вовсе. Сочинять музыку сама Козима не умела, зато её муж, Ганс фон Бюлов, был композитором. Козима стала убеждать его больше времени уделять сочинению музыки и даже сочинила для него либретто оперы о волшебнике Мерлине, однако Ганс был совершенно загружен выступлениями в качестве пианиста и дирижера.


Козима подолгу оставалась дома одна. Она писала статьи и делала переводы для франкоязычного журнала, но это не приносило ей радости, что совсем не удивительно: человек не может быть счастлив, если он идет по стопам Подчиненного родственника. Каких бы успехов ни достиг он на этом поприще, он будет чувствовать себя униженным, если только не свяжет каким-то образом профессию Подчиненного с профессией Доминирующего, причем чувство, что жизнь не сложилась, будет тем сильнее, чем незавиднее было положение Подчиненного в семье.
Внимание ребёнка обращается к людям, которые преуспели в тех областях, в которых Доминирующий, несмотря на все его усилия, потерпел неудачу.
Судьба же матери Козимы, писательницы Марии д’Агу, была печальной. Поэтому неслучайно мечты Козимы устремились к набиравшему популярность Рихарду Вагнеру, творчество которого оказалось сильным именно в той области, в которой её великий отец потерпел неудачу! Симфоническое творчество Листа признавали неудачным, в то время как роль Вагнера в искусстве заключалась как раз в том, что он проявил новаторство именно в симфонической музыке! И самое главное: Вагнер писал великолепные оперы, то есть делал то, чего совершенно не умел Лист! Оперы эти были на мифологические и сказочные сюжеты, что совпадало с желанием Козимы писать такого рода либретто.
Рихард Вагнер, в свою очередь, совсем не случайно обратился к жанру театрализованного представления. Его Доминирующим родственником был отчим, актер Людвиг Гейер. Вполне закономерно, что одарённому ребенку однажды пришла в голову мысль: «Отчим играет в театре чужие пьесы, и тот, кто их пишет, более велик, чем он. Значит, я буду сочинять то, что будут исполнять такие, как мой отчим».
Характерно и то, что отчим ошибочно пытался сделать из мальчика художника, но тот не проявил к рисованию никакого интереса, как и должно было быть, ведь основной сферой самореализации Доминирующего был театр. По молодости Вагнер даже вступил в брак с актрисой Минной Планер, но, как известно, первая жена не одобряла его новаторских исканий, заставляя мужа писать «хлебную» музыку.
Между тем, со второй женой «мозаика сложилась»: Козима хотела возвыситься над своим Доминирующим за счет участия в создании опер (что хотел бы уметь делать Доминирующий, но не умел), и Вагнеру нужно было того же (его Доминирующий был всего лишь исполнителем произведений других авторов)
Наличие конфликта между Козимой и её отцом несомненно. Когда в 1866 году Лист умер, Козима взяла на себя организацию похорон, однако отказалась посвятить его памяти концерт или иным образом публично почтить память отца. Предлогом послужило нежелание омрачать Байрейтский фестиваль музыки Вагнера.


Следует признать, что Рихард Вагнер (сын Доминировавшего отчима), женившись на дочери Ференца Листа (дочери жёстко Доминировавшего отца), поступил в точном соответствии с рекомендациями, которые были изложены в статье «Как найти жену великому человеку?». Именно дочь, соперничающая со своим великим отцом, могла соответствовать масштабным амбициям композитора, считавшего себя гениальным задолго до того, как об этом заговорили другие.
Продолжение см. здесь: «Почему Рихард Вагнер, Козима Лист и Адольф Гитлер стали националистами?»

Статья впервые опубликована в журнале «Школа жизни» 07.12.2014.

»
Владината Петрова
Психолог, педагог, юрист